Почему важно вести бюджет?
Бюджет — это не просто таблица с доходами и расходами, а инструмент, который помогает контролировать деньги,
находить скрытые траты и планировать будущее.
Многие думают, что он нужен только тем, кто испытывает финансовые трудности,
но на самом деле самые успешные предприниматели и спортсмены ведут учёт своих ресурсов,
чтобы достичь максимального результата.
В Казахстане привычка вести бюджет пока не так распространена, но это не значит, что она бесполезна.
Давайте разберёмся, как адаптировать этот инструмент под нашу реальность. А в конце я поделюсь лайфхаками.
Как следить за своими деньгами?
Ведение бюджета похоже на контроль веса: чем раньше вы заметите изменения, тем проще исправить ситуацию.
Проще скорректировать пару мелких трат сейчас, чем разбираться с долгами позже.
Первый шаг — понять, сколько вы зарабатываете и сколько тратите. Доходы обычно считать просто: зарплата известна каждому.
А вот с расходами сложнее — многие недооценивают, куда уходит их деньги.
Отдельно хотелось бы отметить, что есть профессии, в которых нужно учитывать не только расходы,
но и доходы отдельно, например, таксисты, парикмахеры, курьеры и другие специалисты с нефиксированным заработком.
В таких случаях важно фиксировать и поступления, и траты, чтобы понимать реальную финансовую картину.
Методы учёта бюджета
Выберите удобный для вас способ:
- Приложения для учёта бюджета.
На мой взгляд, самый правильный, но в тоже время и самый не самый легкий способ,
потому что потребует от вас дисциплины для регуллярного заполнения
- Выписка из мобильного банка. Скачайте выписку в Excel.
Если у вас было снятие наличных - допишите напротив, на что вы их потратили.
Если у вас несколько банков, придется объединять выписки.
Метод может хорошо сработать для пары или семьи, у которых общий бюджет, т.к. объединение выпиок дает возможность взглянуть
на общую картину.
- Excel-таблица — напишите нам, если хотите шаблон.
Хотя если вы - фанат MS Excel, то у вас наверняка есть свой. В таком случае, поделитесь им с нами.
- Обычная тетрадь — для любителей бумажных записей.
Главное — начать. Пробуйте разные методы, пока не найдёте удобный. Если у вас свой собстенный, то поделитесь им в чате.
Как не забросить бюджет?
Освоение нового навыка — процесс, и бывают моменты, когда хочется всё бросить. Это нормально.
Несколько способов оставаться в игре:
- Награда за привычку — придумайте систему мотивации.
Например, если в течение месяца будете вести бюджет без пропусков,
побалуйте себя небольшим приятным бонусом — чашкой кофе в любимом месте, новой книгой или билетом в кино...
Ну или устройте небольшую беш-party.
- Например, поддержка сообщества — в нашем Telegram-канале.
Найдите единомышленников, чтобы обмениваться идеями и поддерживать друг друга.
- Игра "Супергерой" — представьте, что у вас есть суперсила: управлять деньгами.
Установите дневной лимит на расходы. Если потратили меньше — остаток переносите на следующий день.
Если превысили — скорректируйте план.
Представьте, что вы герой, выполняющий миссию: не просто экономить, а грамотно распоряжаться ресурсами.
Добавьте элемент соревнования — попробуйте продержаться месяц, не выходя за рамки бюджета, и отметьте свой прогресс.
Только без фанатизма - мы хотим, чтобы Супергерой оставался живым и здоровым.
Финальный совет
Помниите, что навык приобретается один раз, а пользуетесь вы им всю жизнь.
Начните сегодня — и уже через месяц заметите разницу!
После того, как ведение бюджета станент регулярным, можно перейти к развитию новых финансовых привычек.
Лайфхаки
- Можно пойти обратным способом. Отложить часть доходов в момент их поступления, например на депозит,
а уже на оставшуюся часть - жить.
- Когда я считаю расходы, то 15-го числа фиксирую что половина месяца уже прошла и сколько уже потрачено.
Затем сравниваю с расходами в предыдущем месяце и понимаю, что я "в бюджете" или уже нет.