Импульсивные покупки — это траты, которые не были запланированы и чаще всего совершаются под влиянием эмоций, спонтанно и без реальной необходимости. Они создают проблемы в бюджете, так же как лишние перекусы создают проблемы на животе.
Пример импульсивной покупки
Асель зарабатывает 400 000 тг. Она планировала потратить 30 000 на новую рубашку для работы. Когда она пришла в ТРЦ, то увидела акцию: Купи сумку и туфли со скидкой, а рубашка - в подарок! "Крутяк!" - подумала Асель и с радостью взяла все. Там более, что продавец принимал Kaspi Red.
Сначала Асель ощутила радость: она получила то, что хотела и даже больше, но очень скоро разум вернулся к ней и она осознала, что вместо запланированных 30 000, она потратила 180 000 тг. Теперь не хватает денег на обеды, такси и коммуналку. Придется брать кредит или жить в режиме жесткой экономии. Эйфория от новой одежды прошла, а дыра в бюджете осталась.
Как только мы открыли телефон или вышли из дома, то все от нас что-то хотят.
Заметили что Kaspi Жұма длится всего три дня два раза в год?
Все эти маркетинговые уловки или соблазны заставляют нас приобрести то, что еще вчера было не нужно.
Распродажи действительно выгодны, если ваши покупки запланированы, а не импульсивны.
Но кроме них на наше поведение влиют эмоции:
Нам было скучно или одиноко, мы открыли приложение, сделали заказ — и с нетерпением ждем курьера.
В ожидании приятного или желанного наш мозг вырабатывает дофамин — гормон удовольствия. Получив эту дозу, мы выходим из неприятного состояния (было скучно или одиноко), но эффект длится недолго. Однако мозг подсознательно запоминает это "противоядие" и требует очередной подпитки.
Мне кажется, могут сработать следюущие методы:
Для начала попробуем два простых шага:
Примеры наиболее распространенных триггеров:
Знание этих триггеров поможет определить что вас провоцирует и постепенно вы научитесь не попадать в такие ситуации. Например, не ходить в ТРЦ, когда вам скучно - в качестве отдыха. Не открывать приложения с маркетплейсами на ночь глядя.
Когда нам одиноко, нам хочется с кем-нибудь поговорить, чтобы кто-то разделил наши эмоции. В таком случае покупка новой вещи (эмоциональный фаст фуд) не помогает - покупая мы не решаем проблему, а лишь временно приглушаем ее.
Когда только мы осознаем, какая потребность скрыта за эмоцией, мы сможем удовлетворить свою потребность, а не "заедать" свое эмоциональное состояние ненужной покупкой.
И денег потратите меньше. И жизнь станет более осознанной и наполненной.
С осознанным подходом к покупкам, вы можете сэкономить деньги и избежать ненужных расходов. Запомните, что истинное удовлетворение часто приносит не вещь, а радость от общения с близкими вам людьми, хобби или занятия спортом.